Организация ремонта многолика и многогранна. У многих сохранился к ремонту советский подход: зачем мудрить, так как все просто. Нужно найти бригаду, привезти материалы и погонять. Но в СССР даже высокопоставленные чиновники не могли себе представить «евроремонт», потому что таких материалов тогда не было и в помине. Обычные люди использовали для ремонта то, что достали.
Сегодня передовые мировые компании осуществляют переход от маркетинга к менеджменту общего качества TQM, стандартизации качества ICO 9000. Это не одноразовое мероприятие, это стратегия. Но это дорогостоящее и сложное дело. Если на Западе это под силу не каждой компании, а о России и говорить нечего. Нужно сразу сказать, что ремонт сложное, не благодарное дело, поэтому он остается за границами деятельности больших монопольных структур.
Крупный бизнес давно просчитал этот вид деятельности, оставил его шабашникам. Ни одна крупная компания не имеет услуг по ремонту, отделке офисов, квартир в своей основной деятельности. Почвой для возникновения конфликтов, недовольства подрядчиков и заказчиков является незнание стандартов, которые существуют на ремонтно-отделочные работы. Психологический аспект, который заключается в том, что если плохо сделают — не заплачу, вычту, не доплачу.
Другая сторона говорит о том, «а что они хотели получить за такие деньги?» Встает извечный вопрос: кто виноват? Виноваты все, то есть никто. Скажите, кому известны стандарты качества в сфере ремонтно-отделочных работ? Кто эти стандарты соблюдает? Кто знает, как нужно проверять, принимать работу? Вот и делаются ремонты интуитивно, рефлекторно. Так как скажет жена, как видел у соседа, в красивом журнале, по телевизору, на выставке. А если ещё и в стройотряде работал, то уже точно профессор.
Наша действительность
Так понимают ремонт и Заказчик и Подрядчик. Это понимание настолько многогранно и широко, что только в начале этого процесса можно договориться о цене примерно. Порадоваться демонтажу старых перегородок, уборке мусора, а затем загрустить. Так как именно потом Заказчик узнает о том, что понимание «качество работы» очень личностно, индивидуально. Особенность ремонта такая, что качества можно не добиться ни за какие деньги, с другой стороны, возможно получить необходимый результат за не очень большую цену.
Нужно посмотреть вокруг, вспомнить, сколько знакомых и друзей делали ремонт, кто из них рад его завершению, кто остался доволен качеством? Хороший ремонт – это дорогостоящее мероприятие, которое могут себе позволить только обеспеченные люди. Ремонт не делают на последние деньги. Значит, Заказчик их зарабатывает.
Нужно посмотреть на ремонт своего жилья как на новый проект. Никто в компании не подходит легковесно к новому проекту. Для него разрабатывают новый бизнес-план, технологию, материалы, стандарты качества и др., тестирует специалистов. Смотреть телевизор мы умеем, а ремонтировать нет. Ремонт, как определённый бизнес проект, обладает своими отличиями. Прежде всего, по критериям качества.
Что значит качественный ремонт?
Какими стандартами можно измерить его качество? Одним из нормативных документов является СНиП 3.04.01-87 – «Изоляционные, отделочные покрытия». Настоящий СНиП распространяется на производство, приемку отделочных работ.
Не нужно думать о том, что эти правила не строги и не принципиальны к подрядчику. Если рассмотреть немецкие стандарты DIN, можно увидеть, что наши правила требовательнее. Но главное, этот СНиП не знает Заказчик, он только догадывается, что должно что-то быть. Недобросовестные Подрядчики используют это незнание во всю. И если Заказчик со СНиПом не знаком, то не добросовестный Подрядчик будет отстаивать вертикальность башни жителям Пизы.
Своим незнанием Заказчик искушает исполнителя работ, расхолаживает рабочих, способствует их халтуре. Зачем стараться, когда и так сойдет? Выступая не подготовленными, не знающими потребителями, мы сами формируем предложение не качественных услуг. Получается парадоксальная для экономики Запада, обычная для нашей экономики ситуация. Потребитель своими деньгами сам стимулирует плохое качество и брак. Сами рабочие не будут читать, изучать СНиП, так как тогда они уже будут не рабочими.
Поэтому их образование – это дело Заказчика. Предложение должно быть в соответствии со спросом Потребителя, то есть наличие равновесной цены. Поэтому, как говорят, спасение утопающих является делом рук самих утопающих. С чего же начинать? Все знать не обязательно и не нужно. Но нужно знать то, что нельзя не знать: нормы, правила производства, приема отделочных работ. Различной популярной и специальной литературы сегодня достаточно в книжных магазинах.